Как я поехал в Беларусь на экскурсию, а оказался в тюрьме
Эта история о том, как я и два моих хороших друга отправились на экскурсию в Беларусь.
Осенью 2012 года я открыл для себя автостоп и много ездил по Украине и всем интересным местам, где до этого времени не бывал. Почти каждые выходные, пропуская пятницу, я предварительно указывал пальцем на карте какой-нибудь город, а потом отправлялся туда.
На этот раз решил посетить Минск. Это была середина ноября, начинались холода, и я уже думал о том, чтобы бросить до более теплых времен свое увлечение автостопом после поездки в Беларусь. Кроме того, что мы с ребятами собирались посетить столицу республики, также хотели поехать в Витебск на родину Шагала. Но всё случилось совсем не так.
Мы уезжали поздней осенью. А вернулись в Украину уже зимой.
Парень, который согласился нас захостить в Минске, являлся любителем разных экстремальных занятий, роупджампинга и велоспорта. А ещё он был диггером и часто, как он говорил, лазил по подземным сооружениям. Вписавшись в первый день мы тут же отправились смотреть город-герой Минск. Посетили все достопримечательности, а ближе к ночи наш хост предложил залезть в один заброшенный ещё в конце 90-х подземный торговый комплекс.
Никто и предположить не мог, что нас спустя несколько часов тут же изобьют сотрудники комитета госбезопасности, задержат и увезут в багажнике в одно из районных отделений милиции (Да, в Беларуси всё ещё не переименовали КГБ). И конечно мы даже подумать не могли, что сядем на 10 суток в местную тюрьму из-за такой ерунды. В протоколе задержания будет написано «оказали сопротивление сотрудникам КГБ». На суде, где нам сразу зачитают решение, эта формулировка станет единственным обвинением.
Мы проведем два дня без еды в камере милицейского отделения после чего, нас отправят на суд и оттуда, сразу зачитав решение суда, в изолятор временного содержания. К тому же, всё это время не разрешая сообщить о месте своего пребывания ни родственникам, ни посольству. В первые дни, под угрозами следователя и тюремщиков, нас заставляли подписывать какие-то бумаги.
Заключение
В маленькой комнатке шесть человек, двухъярусные шхонки, стол, умывальник, унитаз. Люди почти постоянно меняются, проходят через камеру, потому что их срок от трёх суток, у меня по решению суда целых десять.
Меня и моих товарищей по путешествию посадили в разные камеры. Когда привели в изолятор и я только зашёл, то сразу заставили мыть полы, поговаривая что «таков порядок». На второй день тоже хотели заставить мыть — я отказался, в камеру как раз завели Сашу, нового козла отпущения. Саша будет мыть полы до конца моего пребывания. Это был бездомный сорокалетний мужик, у которого позже найдут вшей, за что охранники тюрьмы изобьют его, а всех остальных (единственный раз за десять дней) отправят в душевую. После этого мне выдадут наволочку, как иностранцу, а «остальным бельё не полагается». Персоны с другим гражданством, вправе требовать к себе особого отношения, как мне тут объяснили. И я требовал.
Люди, которые здесь со мной сидели, были либо мелкими мошенниками, либо бездомными, либо алкоголиками. Часто эти категории людей совмещались и человек мог рассказать очень длинную историю, которая привела его сюда. Парень по имени Коля отсидел в тюрьме три года за кражу, вышёл из тюрьмы, а жена от него ушла, родители умерли, так он и стал бездомным. Колю задержали за распитие спиртного.
Освобождение
Тем временем, мы пропали без вести в Украине. Наши родители начали нас искать, нашли на пятый день, благодаря удачному стечению обстоятельств. Вместе обратились в СМИ. А после, на всех главных телеканалах прошёл сюжет о нашем заключении. Почти каждый канал придумал свою историю событий, они не сообщали наших имен, на заставке были картинки с наручниками. Исключением стал «Пятый канал», который после нашей успешной депортации встречал на вокзале в Киеве и даже взял интервью.
В то время, в консульстве сидели одни лишь представители «Партии Регионов». Мои родственники обратились на местный телеканал с просьбой о сюжете. Новость о нас имела приблизительно такой характер: «ребятам дали 15 суток, наши депутаты от партии регионов вмешались и ребята отсидят всего лишь десять», сопровождаясь чем-то вроде: «какие молодцы наши депутаты!»
Консульство под давлением наших семей направило своих представителей в тюрьму и с каждым из нас встретились при участии начальника исправительного заведения. Тем не менее, понимая нашу очевидную невиновность (даже физически, не могут три студентишки оказать сопротивление отряду спецподразделения), почему-то решило не оспаривать решение суда. Не знаю как сейчас, но ещё два года назад при режиме Януковича, консульство не защищало интересы украинцев в Беларуси. Мы отсидели свои десять дней, потом нас депортировали. Пиком абсурда стало объявление нас невъездными на десять лет.
В белорусских законах есть такое, чего нет ни в одной стране мира. А именно, депортация за административное правонарушение. После всей этой истории сделал для себя вывод, что перед поездкой в любую страну, всегда стоит ознакомиться с особенностями государственной и законодательной системы. Иначе можно стать жертвой этой системы.
Возвращение
Я вернулся с искалеченными нервами, новым экзистенциальным опытом и свободолюбивым мироощущением. Родители и друзья были рады, что я вернулся живой. Меня сняли с учёта без вести пропавших. Ребята чувствовали себя точно также морально разбитыми. Несправедливость восторжествовала второй раз, когда вернувшись в университет, всех нас изначально хотели отчислить. Позже сменили это решение, объявив строгий выговор. В связи с чем? Я так и не смог понять позицию университета. Вокруг нас ходило много домыслов и историй. «Они поехали устраивать революцию в Минск», «Шатались пьяными по улицам», «В метро не заплатили и хотели убежать от милиции». И конечно меня теперь коробит при фразе: «Батька навёл в Беларуси порядок!» или фразы в подобном стиле. Порядка нет, есть впечатление порядка.
Беларусь — гнетущее равнодушие общества, неспособность что-то изменить. Когда у человека отбирают право выбора и свободу, пропадает и ответственность за свою жизнь. Полицейское государство, которое здесь благополучно существует — явление скудное. Путешественник, оказавшись здесь, потом непременно уедет. Человек местный, осознавший все чёрные дыры Отечества, имеет два выхода: эмигрировать или смириться и потихоньку, к примеру, спиваться. Равнодушие в этих краях побеждает всё остальное. Такой для меня осталась в памяти Беларусь.
Нужно быть осторожнее в путешествиях, всегда иметь при себе контакты посольства и обращаться за помощью, если вы вдали от Украины оказались в беде. Хотя мой случай — это всего лишь исключение из тысячи счастливо закончившихся туристических поездок по Беларуси, он подтверждает мысль о том, что туристу зачастую скрыта правда жизни любой страны. А познать страну можно, например, случайно оказавшись в изоляторе, где следователь называет тебя хохлом, а простые белорусские мужики делятся с тобой своей тарелкой супа и вонючей тюремной котлетой.
Запоминающееся получилось путешествие. Спасибо всем, кто помог тогда нам справиться с трудностями.
PS. Недавно случился инцидент с россиянином, которого арестовали за фотографирование административного здания. На него составили протокол за «нецензурную брань в публичном месте». Затем суд приговорил его к 10 суткам ареста. Думаю, эта история и побудила меня опубликовать этот текст. Нужно знать свои права.